Она почти не играла главных ролей, но в каждую работу на экране и театральной сцене вкладывала душу. И ее роли прекрасно помнят по сей день, отдавая дань уважения таланту Крючковой.
Будущая актриса родилась в семье военнослужащего и долго не решалась связать судьбу с творческой профессией. До того как окончить Школу-студию МХАТ, она работала оператором вычислительного центра, старшим препаратором и даже слесарем-сборщиков. Но от судьбы не уйдешь, и в 1973 году талантливая девушка стала актрисой Московского Художественного театра. Примечательно, что поначалу ей давали роли роковых красавиц и сильных, волевых женщин. Внешность Крючковой к этому располагала: статная женщина с копной огненно-рыжих волос и правильными чертами лица.
Перелом случился, когда она вышла за рамки привычного амплуа, сыграв скромницу Нелли Ледневу, влюбленную в учителя (речь о картине «Большая перемена»). В Крючковой разглядели невероятной силы талант, режиссеры быстро поняли, на что она действительно способна. Виталий Мельников пригласил ее в картину «Старший сын», где Светлана сыграла роль циничной дамы, погибающей от тоски в Богом забытом месте. Во время съемок в фильме у Крючковой завязался роман с оператором Юрием Векслером, потому на площадке актриса просто расцвела.
Несколько лет спустя Мельников, очарованный талантом актрисы, пригласил ее в еще одну свою ленту — экранизацию «Женитьбы» Гоголя. Крючкова блестяще справилась с трагичной ролью — обреченной на одиночество старой девы в комедийной картине, которую хорошо приняли как зрители, так и критики.
Практически каждая следующая роль актрисы оказывалась яркой и запоминающейся. Ее звали в свои проекты выдающиеся режиссеры. Даже молодой и еще не ушедший в самолюбование Никита Михалков регулярно выражал желание поработать со Светланой Крючковой, с которой почти никогда не ссорился на съемочной площадке.
С падением Советского Союза и окончанием золотой для отечественного кинематографа эпохи актриса не осталась без работы, как многие ее коллеги. Постановщики не забыли о ней, приглашения в знаковые проекты следовали одно за другим.
Более того, заслуги Крючковой начали отмечать престижными наградами. Свою первую «Нику» она получила за роль Екатерины II в исторической драме «Царская охота». В 2009 году она приняла участие в работе над экранизацией повести Павла Санаева, и роль в фильме «Похороните меня за плинтусом» была удостоена еще одной награды.
Пожалуй, Светлану Крючкову можно назвать любимицей Фортуны, но она заслужила все блага, которыми оказался отмечен путь актрисы. Она максимально вживается в каждую роль, что требует невероятных физических и моральных усилий. К тому же, Крючкова использует весь свой жизненный багаж для того, чтобы облегчить работу не только себе, но и коллегам по съемочной площадке.
Так, кстати, было и с культовым сериалом «Ликвидация». Режиссер пригласил специалиста, который должен был поставить артистам одесский диалект. Крючковой такая помощь не понадобилась. Она сама некоторое время прожила в этом южном городе, так что прекрасно понимала местные нравы и речь. Более того, Крючкова внесла в сценарий несколько реплик, которые приглашенный лингвист полностью одобрил. Роль тети Песи стала украшением ее карьеры, а появление персонажа на экране внесло необходимую для трагичного фильма комедийную составляющую.
В последние годы Светлана Крючкова реже появляется на экране. Дает о себе знать возраст — в июне актрисе исполнилось уже семьдесят лет. Она гораздо более тщательно выбирает роли, соглашаясь только на те проекты, которые вызывают у прославленной актрисы глубокий восторг.
Помимо этого, Крючкова гастролирует по стране с поэтическими программами. Люди толпами идут в театры, чтобы услышать, как она декламирует Анну Ахматову и Марину Цветаеву. С высоты прожитых лет Светлане определенно есть, что сказать зрителям со сцены. И ее хочется слушать снова и снова.