Известность к Марии Скворцовой пришла уже в том возрасте, когда многие артисты уходят из кино, потеряв былую красоту и привлекательность для режиссеров. Василий Шукшин всегда очень тщательно подбирал актеров для своих фильмов. Из нескольких претенденток на роль мамы главной героини фильма «Калина красная» он выбрал малоизвестную Марию Скворцову и не ошибся. Небольшая роль была актрисой не просто сыграна, а прожита, причем так естественно, что зрители верили каждому слову и жесту.
Жители деревни, где проходили основные съемки «Калины красной», не могли поверить, что вот эта простая русская женщина – профессиональная артистка, за плечами которой десятки театральных работ. Больше всего Мария Скворцова напоминала им соседку или знакомую тетушку, или нянечку из садика. Так с тех пор и закрепилось за актрисой амплуа «бабушки» и «мамы» в советских фильмах.
Народность у Марии Савельевны была в крови. Родилась будущая актриса 4 апреля 1911 года в обычной крестьянской семье из деревни Турино Тульской губернии. Старшие братья подались на заработки в Москву, а вскоре и забрали к себе младшую сестру. В столице девочка окончила школу и пошла работать. Время было тяжелое, и о сцене она даже и не мечтала.
С ранних лет у Марии был великолепный голос, в юности она пела в церкви. В 1930 году подружка уговорила ее сходить за компанию на прослушивание к Серафиме Бирман, набиравшей учеников в студию Всесоюзного радиокомитета. Знаменитая артистка и педагог разглядела в скромной девушке большой талант и взяла ее к себе на курс.
Через 4 года всей студией они были приняты в труппу драматического театра в Великих Луках.
В начале войны Мария Савельевна служила в драматическом театре Ирбитска, где главным режиссером был Семен Михайлович Скворцов. Они полюбили друг друга и с тех самых пор никогда не расставались. В составе артистических фронтовых бригад выступали перед бойцами на передовой и в госпиталях. После окончания войны они уехали в Москву, где много лет работали в ТЮЗе.
В молодости Мария Скворцова была очень миловидной, но из-за маленького роста и худобы ей долгое время не давали «взрослых» ролей. Но она с удовольствием играла и Красную Шапочку, и Золушку, и зайчиков, и пионеров, и Бабу-ягу. Уже в зрелом возрасте она воплотила на сцене драматические образы в «Доходном месте», «Молодой гвардии», «Отцах и детях» и других.
В кино Мария Савельевна пришла довольно поздно. Дебютом была небольшая роль пожилой цыганки в картине «Дорогой ценой» 1957 года, а еще через четыре эпизод в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». И только через 12 лет после выхода «Калины красной» к Скворцовой пришла всесоюзная слава.
На актрису посыпались предложения от лучших режиссеров страны. Умение каждую, даже самую небольшую роль прожить в кадре так, что она запоминалась не меньше главных героев, поставило Марию Савельевну в ряд выдающихся артистов советского кино.
Мама, бабушка, соседка, няня – все эти персонажи воплощались Скворцовой так, что казались родными и знакомыми каждому зрителю. Душевность, простота, доброта, искренность стали отличительными чертами именно ее героинь.
За свою жизнь Мария Савельевна снялась почти в 50 фильмах. Работала бы и дальше, но в 90-ые годы уровень предлагаемых ей сценариев настолько упал, что она уже не могла позволить себе в них сниматься. Она всегда была требовательна и к себе, и к другим. Актриса не смогла принять ни новое кино, ни современный подход к съемочному процессу, когда актеры видят текст за 5 минут до команды «Мотор!». Участвовать в халтуре она не хотела, поэтому спокойно ушла на покой.
Последнее десятилетие она жила одна, похоронив мужа в 1989-м, а сына в 1991 году. Единственная внучка эмигрировала.
В фильмографии актрисы десятки блестяще сыгранных ролей. Например, мать Алевтины в «Экипаже», крестная в «Целуются зори», Степановна в «Белый Бим Черное ухо». Многим запомнилось, как она из бабульки, сидящей на скамеечке, гениально перевоплотилась в космического пирата в фильме «Гостья из будущего».
Мария Скворцова ушла из жизни 1 декабря 2000 года, оставив после себя добрую память и образы простой русской женщины, воплощенные на экране.